Система логопедической работы

Целью логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей  с интеллектуальными нарушениями.     
Задачи:
-диагностика и коррекция устной и письменной речи;
-развитие и коррекция высших психических функций, моторики;
-своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми  общеобразовательных (коррекционных) программ;
-воспитание мотивации к учению, общению;
-разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы-интерната. 
   
Результат-  коррекция системного недоразвития речи обучающихся.
   
Критериями и показателями эффективности логопедической работы  являются: чистое звукопроизношение, умение правильно выразить свои мысли, пересказать и составить рассказ, умение общаться со сверстниками и взрослыми, успешная учебная деятельность детей-логопатов, адаптация в окружающем социуме.
    
В систему логопедической работы входит:   диагностика-  коррекция- предупреждение - разъяснение - отслеживание динамики изменений в речевом развитии.
    
Организация коррекционного процесса строится на основании нормативно-правовой документации.
     
   Практика  работы последнего десятилетия в школе-интернате показывает, что при первичном обследовании у 100% учащихся 1-х классов диагностируется системное недоразвитие речи (различной степени тяжести), которое проявляется в стойком фонетическом недоразвитии, нарушенном  звукопроизношении (как правило, полиморфном), выраженных аграмматизмах, бедности словарного запаса, недостаточности употребления слов, обозначающих действия, признаки и отношения, резком снижении речевой активности и коммуникации, маловыразительности  речи, отсутствии  логических ударений.  В последние 3 года  доминирует СНР тяжелой степени.
   Дополнительно к СНР у значительной части детей имеются те или иные речевые нарушения:алалия, ринолалия, дизартрия, логоневроз, дислалия. Причем, преобладают сложные речевые расстройства (дизартрия,алалия,ринолалия), а функциональные расстройства (дислалия) отмечены в минимальном количестве. Самым распространённым речевым нарушением у детей является дизартрия.
  
    Ключевую роль в системе коррекционной логопедической работы отвожу технологии
логопедического обследования.  
Логопедический мониторинг осуществляю с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной  «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей», который был  адаптирован для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.  
  Для проведения логопедического обследования  использую следующую комбинацию методик:
-методика обследования речи детей Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, основанная на рекомендациях И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной;
-схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма учащихся 2 класса массовой школы Л.В. Бенедиктовой, Р.И. Лалаевой, рекомендованная Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга;
-схемы обследования детей с алалией, ринолалией, дизартрией, рекомендованные Аналитическим НМЦ "Развитие и коррекция" г. Москвы.                        
                                         
                                     Коррекционно-развивающая среда  включает в себя:
- сочетание   фронтальных, групповых и индивидуальных  занятий с широким спектром коррекционно-развивающих игр;
-преемственность и взаимосвязь  в работе с ребенком-логопатом всех   специалистов школы-интерната.
              
Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:
-развитие психологической базы речи;
-развитие речевой коммуникации  обучающихся;
-развитие общей, мелкой, артикуляторной и мимической моторики;
-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- работа над дыханием и просодической стороной речи;
-постановка или уточнение правильного произношения звуков и закрепление их в речи;
-расширение представлений об окружающем мире,  обогащение и актуализация словарного  запаса;
-формирование  грамматического строя речи;
-развитие диалогической и монологической форм речи; 
-предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории;
-воспитание  мотивации к учению.

В целях четкой организации всего коррекционного процесса, единого учебно-методического сопровождения  составила рабочую компилятивную  программу по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 1-5 классов.
   
Программа составлена с учётом рекомендаций Московского Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», логопедической программы коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития (автор- Козырева Л.М.) , коррекционно-развивающей программы исправления недостатков письма у учеников общеобразовательных школ, имеющих дисграфию (автор-  Мазанова Е.В.), с учётом собственного опыта работы и в соответствии с  Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (выбор тем для работы над лексико-грамматическим строем и связной речью основывается на взаимосвязи с другими предметами школьной программы). Данная работа была  прорецензирована и рекомендована к внедрению на кафедре логопедии и олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО Благовещенского педагогического университета,  утверждена  на заседании методического совета ГОБУ С(К)   школы-интерната №12 (протокол №1 от 24.09.2009 г.).
   Экспериментальная апробация компилятивной рабочей программы была рассчитана на период 2009-2012 годов. Результаты работы по программе показывают  увеличение количества обучающихся с положительной динамикой речевого развития.
    К 6-7 классам остаются дети, у которых дефект выражен наиболее грубо. Поэтому работа проводится индивидуально, подбираются и используются методы и приемы воздействия, необходимые конкретному ученику.
  
   Содержание   логопедического занятия (обучающего, закрепляющего, или комбинированного типа) зависит от целей и задач (образовательных, коррекционных и воспитательных). Занятия составляю с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Упражнения и задания подбираю  с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, каждое проводимое мной занятие  содержит :
1.Организационный момент. Его  цель: настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы занятия с целью мотивации на учебную деятельность.
3.Артикуляционную гимнастику. Её целью является подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к занятию, настрой на правильное произношение звуков.
4.Упражнения для развития воздушной струи и правильного речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддерживания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
5.Фонетическую зарядку. Цель-  развитие слухового восприятия,  уточнение артикуляции,  воспитание умения правильно и чётко произносить слова и фразы.
6. Упражнения для развития фонематического слуха с целью развития способности чётко отличать одни речевые звуки от других.
7. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Их цель-  развитие точных координированных движений, внимания, памяти, мышления, речи.
8.Упражнения на коррекцию ВПФ с целью развития психологической базы речи.
9. Физминутку (логоритмику). Цель- предупреждение состояния переутомления,  снятие физического  напряжения с тех групп  мыщц, которые наиболее утомлены во время сидения, повышение работоспособности и активности детей на занятии.
10. Подведение итогов работы с целью анализа, оценивания успешности достижения цели занятия  и перспективы на будущее.
    
  В процессе коррекции речевых нарушений использую следующие логопедические технологии:
-технологии коррекции звукопроизношения;
-технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
-технологии коррекции голоса, развития интонационной стороны речи;
-технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи ;
-элементы технологии коррекции письма Г.Г. Мисаренко;
-технологии мониторинга логопедической работы.
     
   В своей работе считаю целесообразным и оправданным применение   приемов и идей ряда педагогических технологий: технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии компенсирующего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, междисциплинарную психолого-педагогическую технологию "Дельфины".
    В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений. В этом мне помогает:
-опора на положительное;
-создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы;
-знание своих учеников, их психо-соматических особенностей;
разнообразное построение занятий, максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности;
-применение различных методов оценивания.

  Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.
  Проводимая таким образом логопедическая работа, дает свои положительные результаты, что подтверждается данными диагностики.