Логопедические технологии







                                                                                                                                                                                                                  

Технологии наглядного моделирования в процессе формирования

речевых навыков у детей

   Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
   На обоснованность метода наглядности указывали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л.В.Эльконин, А.М.Леушина, Л.Н. Ефименкова. Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В.К., Глуховым В.П. Теория порождения речи, созданная известным психологом Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина и др. Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина — это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.
   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
   Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям.
   Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Можно создавать и использовать разные модели объекта: образные, знаковые, смешанные, натурные.
   В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Применение наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении способствует обогащению активного словаря; закреплению навыков словообразования; коррекции звукопроизношения; формированию и совершенствованию умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развитию связной речи.
   В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. 
   Дети с системным недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
    Для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Кроме того, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

   Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:

-усвоение и анализ сенсорного материала;
-перевод его на знаково-символический язык;
-работа с моделью.

   Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач: помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; учить последовательности, логичности, связности изложения; развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; воспитать у детей потребность в речевом общении; целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; закреплять обобщающие понятия; упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Техники наглядного моделирования в системе коррекционной работы
   Использование наглядных моделей (картинок-символов) при работе над артикуляционной моторикой, при коррекции звукопроизношения.
   Применение схем для составления предложений и рассказов используется со всеми видами связного высказывания: описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
   Работа с пиктограммами. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций.
   Работа со слоговыми, звуковыми схемами. При обучение грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи: познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью; находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.
   Использование приема мнемотехники при разучивании стихотворений, чистоговорок.
   Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.    
 
                                  Использование пиктограмм в работе с безречевыми детьми.



                                Автоматизация звука [с]. Разучивание стихотворения "Слоненок"

Развитие связной речи. Выбор предложения к сюжетной картинке.
 "Звуки-буквы"

Занятие с безречевыми детьми.
                                  Отработка слов из двух слогов с первым ударным на моделях-игрушках.                                                           
        
Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов (Ткаченко Т.А.)