Пособия. Развивающие игры.

Игры и упражнения на дисках

1. "Звуковой калейдоскоп".  Диск для развития фонематического слуха содержит 11 игр для: 
- выделения ударного гласного звука в словах;
-определения места звука в слове;
-анализа звукового состава слова;
-соотнесения звука и буквы;
-поиска заданного звука в слове.

Подходит для детей от двух до восьми лет. 
Диск создан специалистами сайта  "Мерсибо"



Занятие с использованием игр диска 

1) "Меткий стрелок"В игре развивается речевое внимание и умение выполнять звуковой анализ слова. Задача меткого стрелка выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого он называет картинки и выбирает, в какую из них надо целиться.

2) "Две принцессы". Сначала пришлось выяснить, кто такие принцессы. Игра для работы с гласными звуками. В настройках выбираются  гласные и, внимательно слушая слоги или слова, нужно распределить звуки-бусины между принцессами. Услышал ПИР? Это принцессе с буквой И на платье. Прозвучало ДЫМ? Это бусина принцессе с буквой Ы.

2. "Начинаю говорить". 

Диск для работы  с безречевыми детьми, с детьми, которым трудно общаться, имеющим тяжелую системную речевую патологию. Содержит 12 игр для детей от двух лет с яркими персонажами и интересными сюжетами, которые стимулируют звукоподражание, желание выразить свою мысль, ответить на вопросы. В большинстве заданий используются простые образы- животные и бытовые предметы. Ребенок слушает и повторяет звуки, что стимулирует речь и развивает фонематический слух. 

"Тик-так звуки" - произнесение простых звукосочетаний: тик-так, динь-динь и т.п. "Пожжужим"-подражание звукам весёлых персонажей игры.
"Игрозвуки"  - набор простых, весёлых и эмоциональных звуков речи герое игры, которые нужно повторить вслед за диктором. 
"Кто сказал МУ?" - в окошке спрятались животные, птицы, насекомые, голоса которых нужно угадать.
"Дикие животные" - в настройках можно выбрать настоящие или имитирующие звуки животных, которые нужно послушать и повторить. Аналогичная игра "Домашние животные".

"Бежит-лежит"-  игра на формирование глагольного словаря, как одного из важнейших для речи. Нужно наблюдать за персонажами игры и озвучивать их действия.  Можно изобразить движения, увиденные на картинках. 

 "Потерянный хвост"- игра на развитие внимания. Звери и птицы потеряли свои хвосты, нужно посмотреть на картинку и выбрать для каждого персонажа подходящий хвост.


"Фрукты- овощи"- нужно соединить половинки плодов и правильно назвать их.



"Бедный дракончик"- игра на соотнесение гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше понимал разницу между речевыми и неречевыми звуками.

3. "Домашний логопед"

  Занятия на диске помогут ребенку правильно произносить  проблемные  звуки, узнать множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры – «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые сформируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т.д.) и фонематический (различение звуков речи) слух. Программа создана для детей от 2 лет.


 4. "Игры для Тигры"- логопедический тренажер для занятий с детьми 2-9 лет.
Программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи. Логопедическая работа с использованием диска  осуществляется сразу в нескольких направлениях: формирование умения использовать просодические средства, развитие речевого дыхания и голосовых модальностей (высоты, тембра), отработка правильного произношения отдельных звуков, слогов, слов, изучение лексико-грамматических основ речи. 
        Занятия с использование компьютерной программы 
"Игры для Тигры"

5." Компьютерный практикум в начальной школе".  Включает порядка 3000 заданий и развивающих игр, разбитых по типам и изучаемым темам. Имеется Конструктор уроков, позволяющий самостоятельно определять содержание компьютерного занятия, конструируя нужный набор заданий и  последовательность.

6. "Логопедия для малышей. Уроки феи правильных звуков", "Трудные звуки: учимся говорить правильно", "Ваш домашний логопед. Учим ребенка говорить правильно", "В помощь логопеду: логопедические упражнения (рекомендации, развивающие занятия), "Универсальная методика индивидуального развития ребёнка "Робинс". Говорящий логопед", "Логопедия. Звуки Л, Л', Ч Ш Щ Ж, С З Ц, Х К Г Й,  Р', Р", клавиатурный тренажер "Почитай-ка!" и др.
                  
Использование фланелеграфа
Фланелеграф- это доска, обтянутая велкро-тканью, которая имитирует мягкую сторону  "липучки". Я использовала голубую велкро-ткань с клеевой основой. 
Для  создания пособий  нужен фетр и жесткая сторона липучки с клеевым слоем. 

1. Задания, направленные на развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

                                                                                                              
Сказка "Репка" используется для пересказа, а также для усвоения понятий "за", "перед", "после", "между", "в начале" , "в конце", необходимых при звуковом анализе слов.

2. Задания, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

 Упражнение на согласование числительных с существительными.
Посчитай, сколько грибов,  ягод,  сов находится возле домика (прямой и обратный счет).

Посчитай, сколько сов сидят в правом верхнем углу, правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем. 
Изучение темы "Корень слова"
3. Задания, направленные на развитие фонематического восприятия, дифференциацию понятий "звук-буква", "гласный-  согласный звук". 
Игра- упражнение "Звуковые корзинки". Послушать слово, определить, первый (последний) звук. Выбрать нужную букву и поместить ее в корзинку гласных ( с красным бантом) или в корзинку согласных ( с синим бантом).
4. Задания, направленные на коррекцию дисграфии.
Дифференциация а-я, у-ю.        Игра-упражнение "Помоги Незнайке". Нужно найти слова, в которых допущены ошибки и вставить правильную букву.      
                                       Пособие для рассказа о звуках

Два листа "Гласные" и "Согласные".  Круг красного цвета обозначает гласные звуки, при  их произнесении воздух не встречает преграды, поэтому он не зачеркнутый.  Гласные  бывают ударные (символ "молоточек" не зачеркнут) и безударные (символ "молоточек" зачёркнут). Обозначаем  их красным сигналом. Перечеркнутый синий круг- символ согласных звуков.  При произнесении согласных  воздух не проходит свободно, он встречает преграду, ему мешают   губы, зубы или язык. Согласные бывают звонкие (символ "колокольчик" не зачёркнут) и глухие (символ "колокольчик" зачёркнут), твердые (символ "камень") и мягкие (символ "подушка"), твердые согласные мы обозначаем синим сигналом, а мягкие – зеленым. 
 Символы твердых и мягких звуков- камни и подушечки зеленого цвета. 
Планшеты с символами звуков.


                                                Настольные печатные игры
 "Логопедический тренажер" (серия настольных игр О.Емельяновой). Весёлая обучающаяся игра с простыми правилами, с помощью которой можно автоматизировать и дифференцировать звуки, развивать фонематичесий слух.
 Далеко-далеко в других галактиках  летает множество еще никем не открытых планет, населенных инопланетянами. Бывают инопланетяне  похожие на нас, а бывают и не очень, но все они любят играть, дружить и путешествовать. Вот только, чтобы с ними познакомиться, надо уметь говорить на их языке. Особенно это умение пригодится  капитанам, стремящимся перевозками пассажиров заработать на новый сверхмощный звездолет, чтобы облететь на нем всю вселенную. 
На красочном игровом поле изображены планеты, по которым игрокам предстоит путешествовать фишками своих ракет. Чтобы взять пассажира, игроку нужно с ним договориться о цене перевозки на настоящем инопланетном языке, а потом отвезти его домой. Если ребенку при разговоре с инопланетянином удается повторить за взрослым нужную фразу, то он получает целую монетку, а если он допустит ошибку, то только половинку.
Игра "Спасатели" ( Серия "Занимаемся с логопедом", И.Л. Лебедева "Трудный звук, ты нащ друг!"). Игра, направленная на дифференциацию звуков. На льдинах игрового поля раскладываются карточки с изображениями. Ребенок выбирает того, кого он будет спасать, и говорит, предположим: "Я спасу мышонка". Транспорт, на котором "спасатель" будет передвигаться, выбирает логопед.  Если  помимо дифференциации свистящих отрабатывается звук [л], то   это будет  самолет, который летит к льдине со звуком [л л л], если отрабатывается только группа свистящих и шипящих звуков, это может быть вездеход, который когда плывет по воде, издает звуки [с с с], когда вездеход идет по льдине, гусеницы шуршат: [ш ш ш]. Спасенный персонаж доставляется игроком на берег только в том случае, если все звуки и слова произносятся правильно.

Серия "Школа Галановых" - 6 комплектов "Логопедического лото", содержащих по 10 игр для равития речи, мышления и фантазии детей: "Звуки Л,ЛЬ", "Звуки С, СЬ, Ц", "Звуки З, ЗЬ", "Звуки Р, РЬ", "Звуки Ж, Ш", "Звуки "Ч, Щ". Все игры содержат подробные методики по освоению проблемных звуков, снабжены примерами и иллюстрациями.

"Домики для звуков" (автор О.Д. Шинкаренко-Иванчишина). Игра направлена на дифференциацию звуков по твердости-мягкости, дифференциацию понятий "звук-буква". Логопед раздает детям по несколько карточек. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, дает ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

"Играем с глаголами" ( автор Кривовяз И.С.). Игра способствует развитию глагольной лексики. Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предложенный игровой материал состоит из 16 цветных полей, разделенных на 4 части. Каждая часть- красочная сюжетная картинка, подписанная предложением с глаголом. В ходе игры у детей активизируется зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; обогащается словарь, правильно формируется грамматический строй речи, ребенок учится правильно употреблять предложно-падежные конструкции.

"Развиваем речь" (серия "задания для подготовки к школе). Игра представляет собой набор карточек с заданиями, направленными на развитие навыков словобразования, дифференциацию единственного- множественного числа, согласование существительных с числительными, ориентацию в пространстве и т.д.