Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи

   К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).
   В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их, создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).
   Неговорящие дети- условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок- ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения.     (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.  М.: ТЦ Сфера, 2011).
   Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта,  например, когда присутствуют дефицит внимания и  расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.

                            Предпосылки развития нормальной речи:

- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);
-говорящий социум,полноценное  общение со взрослыми.




Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса 
(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)

Методы (основа)  формирования языковой системы

1. При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере ( дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над  работой всех специалистов. 

2..Формирование языковой  системы строится  по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Таблица. Онтогенетические законы развития речи 
( Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)


3. Направления работы строятся по четырем языковым кодам: фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.

4. Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.


Схема коррекционной работы
(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад  v вида №1708"  для детей с ОВЗ, г. Москвы. 
Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории

скачать схему

                                   Коррекционная логопедическая работа (по схеме)

             Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка

Подготовительный этап
Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных ( по Фомичевой). Задача: получить фонацию, длительную голосоподачу.

Символы гласных звуков

I этап
 Отработка цепочек из  одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки. 


Слоговые карточки из наборов


Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)


II этап
   Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов.  Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.

 III этап
Задача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром. 

 Работа над звукопроизношением

  

Слоговая структура слова

   Задача: учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.
   При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.
   Для работы логопеду  понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки ( с ними работаем и при формировании  РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.
   Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы. 
   Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова. 
 Образы-ритмы (по системе работы Новиковой Т.Н.) 
"Зая"- ритм: два слога с первым ударным- 1,4,5,6,12 классы слоговой структуры
"Коза" -  ритм: два слога со вторым ударным - 1,4,5,6,12 классы слоговой структуры
"Кит"- ритм: один закрытый слог- 3,11 классы
 "Курица"- ритм: три слога с первым ударным- 2,7,8,9, 10 классы слоговой структуры
"Собака"- ритм: три слога со вторым ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры
"Какаду"- ритм: три слога с третьим ударным- 2,7,8,9,10  классы слоговой структуры

Скачать. Слоговая структура слов по Марковой А.К. 

Формирование фразы

Задачи: учить детей составлять предложения по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
   Работа над фразой строится  по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
   Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические категории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, затем это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.