Диагностика и мониторинг нарушений речи.




Методика определения  речевого развития обучающихся

С(К) школы VIII вида.



     Логопедический мониторинг с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной  «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» адаптирован для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и внедрен в практику работы.  Таблицы для заполнения результатов обследования на начало учебного года и конец года, позволяют наглядно представить картину развития речи каждого ребенка, оценить степень выраженности  нарушения разных сторон речи.
  На основе таблиц в конце учебного года составляется график, который позволяет отслеживать динамику речевого развития обучающихся, анализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. В особо сложных случаях, у детей с тяжелыми нарушениями речи эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития.
     Для оценки успешности выполнения разработана балльная система. Методика включает девять серий с речевыми пробами: исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, связной речи, навыков письма и чтения.  Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из девяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.
Мониторинг речевого развития обучающихся за 2014/15 учебный год 

   Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий является учет  четкости и правильности выполнения, характера и тяжести допускаемых ошибок,  использование стимулирующей помощи при выполнении заданий.

Обследование артикуляционной моторики


Обследование звукопроизношения 
Обследование фонематического восприятия 
Обследование слоговой структуры слова 
Обследование лексической стороны речи 
Обследование грамматического строя речи 
Обследование связной речи
Обследование особенностей навыка письма 
Обследование особенностей навыка чтения 



Максимальное количество баллов
Серия
Максимальная оценка
1
Артикуляционная моторика.
6 баллов
2
Звукопроизношение.
60 баллов
3
Фонематическое восприятие.
111 балл
4
Слоговая структура слова.
50 баллов
5
Лексическая сторона речи.
150 баллов
6
Грамматический строй речи.
218 баллов
7
Связная речь.
80 баллов
8
Навыки письма.
50 баллов
9
Навыки чтения.
60 баллов

Итого
785 баллов


   Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное прохождение проб, равно 785.  Если 785 принять за 100%, то процент качества выполнения методики вычисляется умножением суммарного балла на 100 и делением результата на 785.  

   Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности (уровни развития речи):
IV уровень (норма речевого развития) – 100–80%
III уровень(СНР легкой степени) – 79–65%
II уровень (СНР средней степени) – 64–50%
I уровень (СНР тяжелой степени) – 49% и ниже.
   Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, высчитывается успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем создается речевой профиль (по оси ординат откладывается качество выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи). Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу. Для того чтобы получить речевой профиль группы по оси абсцисс откладываются фамилии детей, а по оси ординат - качество выполнения методики.


   Динамика речевого развития вычисляется по разнице между качеством выполнения методики на начало года и качеством выполнения методики на конец года:
положительная динамика - от 10% и выше;
незначительная динамика - от 5% до 10%;
без динамики - менее 5%. 

Динамика речевого развития обучающихся 
ГОАУ "Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната"

Синий сегмент- положительная динамика речевого развития, красный- незначительная, зеленый-без динамики.

2013/14 учебный год


2014/15 учебный год

2015/16 учебный год
                          
         

Обследование детей с тяжелой речевой патологией ("безречевых" детей)